Телефон для справки: (3022) 263434

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла

 

Применяют трансмиссионные масла в коробках передач, механизмах рулевогоуправления,раздаточных коробках, мостах. То есть там, где передача вращающего моментапроисходит спомощью зубчатых паров (в таком случае масло играет функцию смазки) или припомощи самогомасла (в качестве примера могут выступать гидромеханические передачи, вкоторых маслоявляется рабочим телом). Надо, конечно же, уточнить, что существует множествоавтомобилей,в коробках передач которых применяют такое же масло, как и в двигателях. Чащевсегоподшипники, которые находятся внутри агрегатов, и зубчатые передачисмазываютсяразбрызгиванием и погружением в масло. Но существует ряд конструкций, длякоторых такойсмазки будет недостаточно. Тяжелонагруженные механизмы, также как и особосложные, струднодоступными для масляного тумана и капель сопряжениями нуждаются впринудительномподводе масла. В таком случае смазка подаётся под давлением.

Функции трансмиссионных масел

Чтобы обеспечивать хороший уровень работоспособности механизмов,трансмиссионныемасла должны выполнять такие функции:

  • Уменьшение потери на трение в области зубчатых зацеплений;
  • Препятствование изнашиванию трущихся поверхностей благодаря наличию междунимиустойчивой масляной плёнки;
  • Предохранение поверхности от перегрева;
  • Вывод продукции износа из зон трения;
  • Защита деталей от коррозии;
  • Уплотнение зазоров между трущимися поверхностями.

В общем объеме смазочных материалов доля трансмиссионных масел составляет от трех, допятидесятых процента. И этот процент приходится на весь срок эксплуатации автомобиля,потому чтозамене они подлежат довольно редко. Заменять используемую жидкостьрекомендуется непозже, чем через 5 лет вне зависимости от пробега, в случае нерегулярногоэксплуатированияавтомобиля или через 45-50 тыс. км.

Не смотря на то, что масла для кп работают в условиях, конечно же, более легких,чеммоторные, всё равно они испытывают высокие нагрузки. Возьмем хотя бы давление взонахконтакта конических, цилиндрических и червячных передач. Здесь оно может колебаться вэтихместах от 500 МПа до 2000 МПа. А если рассматривать гипоидные передачи, то зонадавленияздесь доходит до 4000 МПа. В гипоидных передачах скорость скольжения зубьев друг одруга навходе в зацепление может быть больше пятнадцати метров в секунду, в червячных -изменятьсяв диапазоне 20-25 м/с, в цилиндрических и конических передачах - 1,5-12 м/с.Изменениерабочей температуры для трансмиссионного масла колеблется от комнатнойтемпературы до200°С. Но довольно часто кратковременный местный перегрев возникает вточках контактазубьев, иногда превышая 300°С. Вследствие этого образуется износ, точечноевыкрышиваниезубьев шестерен, задиры и прочее.

Требования к трансмиссионным маслам

Трансмиссионные масла должны соответствовать многим, под часпротиворечивым,требованиям:

  • Важным критерием является сохранение вязкости при рабочих температурах.Этонеобходимо для того, чтобы нормально уплотнялись зазоры и не разрушалась пленка;
  • При низкой температуре окружающей среды трансмиссионное масло недолжностановиться слишком вязкими. В таком случае оно может препятствоватьсвободномувращению шестерен в начале работы агрегата.

Все эти способности масла соответствовать заданным требованиям отражены в индексевязкости.Чем больше данный показатель, тем меньше интервал изменения вязкости масла взависимостиот погодных изменений. Кроме вышеперечисленного, масла должны обладатьвысокимиантиокислительными, антикоррозионными, противопенными и прочимихарактеристиками.Маслам должна быть присуща высокая термоокислительная стабильность, тоесть длительнаястабильность характеристик при хранении и в рабочих условиях. Они не должныбытьагрессивными по отношению к цветным металлам и резиновым уплотнениям.

Противоречивые свойства трансмиссионных масел

Устройство автоматической коробки таково, что если с двигателя выжимать большую мощность,чем требуется для преодоления дорожного сопротивления, то её избыток будет расходоватьсяна внутреннее трение жидкости, нагреваясь ещё больше. Интенсивную аэрацию, котораяприводит вспениванию, вызывает температура и высокие скорости движения потоков масла вгидротрансформаторе. Это в свою очередь создаёт благоприятные условия для окислениясамого масла и для коррозии металлов. Подбор антифрикционных присадок к маслам затрудняетмногообразие материалов в парах трения автоматической коробки (сталь-бронза, сталь-металлокерамика, сталь-сталь). Кроме всего прочего, детали, разнородные по материалам, вовремя работы во вспененном масле, которое постепенно насыщается кислородом и водой,образуют электрохимические пары, активизирующие коррозионный износ. Трансмиссионныемасла в таких условиях должны защищать поверхности трения, сохраняя своиэксплуатационные свойства, и обеспечивать высокий КПД трансмиссии как среда, передающаявращающий момент. Здесь и возникает противоречие в требованиях между вязкой и смазкой.Потому что высокая вязкость нужна для смазки шестерен, а низкая - для нормальной работыгидротрансформатора(4- 9 сСт при 100°С).

Многие специалисты уверены, что минеральные масла лучше синтетических, так как имеют более высокие смазывающие качества. Но суть в том, что только использование «синтетики» позволяет довольно редко проводить замену масла. И, конечно же, в высокофорсированных двигателях, то есть там, где предполагаются интенсивные нагрузки и высокие обороты, необходимо использовать полностью синтетические масла.

Трансмиссионные масла - классификация SAE

 

Трансмиссионным маслам уделяется, как правило, гораздо меньше внимания, чем маслам моторным - оно и понятно, проблема замены и выбора моторного масла встает в разы чаще. Однако, рано или поздно, необходимость замены масла в коробке передач все-таки наступает, поэтому стоит разобраться с характеристиками и этих представителей братии смазочных материалов.

У трансмиссионных масел не существует такой обширной и подробной классификации, как у моторных. Кроме того, далеко не во всех автомобилях нужны трансмиссионные масла, как таковые - например, в некоторых переднеприводных легковых авто, производители рекомендуют заливать в коробку используемое моторное масло. А для автоматических коробок передач не подходит ни моторное, ни трансмиссионное масло - в них применяют специальные трансмиссионные жидкости (ATF), не вошедшие даже в классификацию API. Это связано с тем, что в автоматических трансмиссиях, масло должно выполнять гораздо более широкий спектр функций, в том числе трансмиссионная жидкость является связующим звеном в передаче крутящего момента, а потому является необходимым и важным элементом трансмиссии, обеспечивающий ее нормальную работу.

В остальных случаях, используется именно трансмиссионное масло. Трансмиссионные масла, как и моторные, состоят из базового масла и добавленных в него присадок, обеспечивающих выполнение необходимых функций: защищать детали от износа, снижать потери на трение, предотвращать появление коррозии, снижать вибрации, шум и ударные нагрузки на шестерни, предотвращать появление задиров. Базовые масла, на основе которых производятся трансмиссионные масла, могут быть синтетическими, полусинтетическими или минеральными, однако происхождение базового масла не имеет решающего значения в качестве трансмиссионных масел.

Выделяют разные группы трансмиссионных масел по их вязкостным характеристикам - классификация SAE: трансмиссионные масла 75W90, 80W90, 85W90. При выборе масла для своего автомобиля, не стоит усердствовать с использованием масел с повышенной вязкостью - более прочная масляная пленка затрудняет доступ масла к деталям коробки передач, поэтому лучше руководствоваться рекомендациями производителей.

По классификации API трансмиссионные масла для легковых автомобилей делят всего на две категории - GL-4 и GL-5, а также универсальные GL-4/5. Трансмиссионные масла применяют в обычных механических коробках передач, а также в редукторах с гипоидными или спирально-коническими главными парами. Масла группы GL-4 предназначены для обычных условий эксплуатации, тогда как GL-5 можно применять и при повышенных нагрузках и более жестких условиях. Однако нельзя сказать, что тот или иной класс масел лучше по качественным характеристикам, они просто различаются по некоторым свойствам, поэтому выбирать трансмиссионное масло для своего авто нужно в соответствии с рекомендациями производителя, указанными в сервисной книжке.