Телефон для справки: (3022) 263434

Моторные масла

Все о маслах

Моторные масла - масла, применяемые для смазывания различных двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от типа двигателя, в котором они применяются, масла делятся на моторные масла для бензиновых двигателей и масла для дизельных двигателей, существуют также и универсальные моторные масла, пригодные для применения в обоих видах двигателей. Отдельно выделяют также моторные масла для двухтактных двигателей, которые имеют значительные отличия по характеристикам от остальных масел.

Все моторные масла состоят из базового масла и специальных присадок, сочетание которых наделяет масло определенными нужными свойствами.

В зависимости от вида базового масла, моторные масла делятся на: синтетические (synthetic, full synthetic), минеральные (mineral) и полусинтетические (tall synthetic, semi-synthetic,).

Какое моторное масло выбрать?

Какое моторное масло лучше? Минеральные масла - продукты прямой нефтепереработки, имеют более низкое качество очистки, по сравнению с синтетическими маслами, меньшую стабильность характеристик, более низкие вязкостные характеристики. Однако, минеральные масла, очищенные с использованием технологии гидрокрекинга приближаются по своим характеристикам к синтетическим моторным маслам.

Синтетические масла получают в результате реакции синтеза при взаимодействии молекул веществ органического происхождения. Они обладают лучшими вязкостными свойствами, большей стабильностью, стойкостью к окислению, меньшей летучестью, за счет чего снижается расход масла и замена требуется реже. Учитывая превосходство по всем характеристикам, можно сказать, что лучшее моторное масло - синтетическое. У синтетических масел лишь один недостаток - относительно высокая стоимость по сравнению с другими видами масел.

Полусинтетические моторные масла - это автомобильные масла, характеристики которых превосходят минеральные, но уступают характеристикам синтетических масел. В составе полусинтетических масел содержится до 40% синтетических базовых масел, остальное составляют минеральные базовые масла и специальные присадки.

В чем состоят функции масла?

Моторное масло в двигателе выполняет 5 основных функций:

Смазывает
Моторное масло снижает трение в двигателе, благодаря чему уменьшает износ деталей и продлевает срок службы двигателя

Очищает
Масло растворяет вредные отложения, образующиеся во время работы двигателя, очищая его

Охлаждает
Отводит тепло из зон повышенных температур двигателя.

Уменьшает коррозию
Благодаря наличию в составе антикоррозийных присадок, масло вытесняет влагу и нейтрализует кислоты, образующиеся при сгорании топлива

Герметизирует
Предотвращает потерю энергии, заполняя зазоры между поршнем и цилиндром.

Почему масло нужно регулярно менять?

Масло вступает в реакцию с кислородом, из-за чего меняются его физико-химические свойства. Окислению масла противостоят качественные характеристики базовой основы и антиоксиданты.

Загрязнение

При сгорании топлива в двигателе образуются вещества, загрязняющие масло и ухудшающие его защитно-смазочные свойства. Содержащиеся в масле детергенты и дисперсанты борются с загрязнениями.

Благодаря этому, на протяжение определенного времени масло может нейтрализовывать загрязняющие факторы, но потом его необходимо заменить на свежее. Продолжительность интервала замены масла зависит от его качества и условий эксплуатации техники. При несвоевременной замене масло не может в полной мере выполнять свои функции, что может вызвать проблемы с двигателем и даже привести к необходимости ремонта. Поэтому моторное масло необходимо менять вовремя, соблюдая рекомендованные интервалы замены.

Нужно ли промывать двигатель?

 

Промывать или не промывать двигатель при замене масла - спор бесконечный, и возник, видимо, вместе с появлением самих промывочных средств. Одни говорят, что промывать двигатель нужно обязательно - как иначе очистить его от всевозможных вредных отложений? Другие уверяют, что делать этого ни в коем случае нельзя - ведь отработанное масло вместе с растворенной в нем грязью и моющими присадками, оставшееся в двигателе после замены, значительно снижает ресурс нового масла и буквально «портит» его. И все-таки, промывать двигатель или нет?

Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, нет, иначе и самого спора бы не было. Нельзя сказать, что двигатель нужно промывать всегда в обязательном порядке или что, наоборот, промывочных масел стоит избегать, как чумы - все зависит от конкретной ситуации.

Для начала стоит разобраться, как и чем можно промывать двигатель? В общем-то, вариантов не так уж и много - для промывки двигателя используют либо специальные промывочные масла, либо так называемые, «пятиминутки», то есть набор концентрированных моющих присадок, которые добавляют в уже отработанное масло.

Способ применения промывочных масел и малообъемных промывок похож - после заливания их в двигатель, его оставляют работать на 10-15 минут на холостых оборотах (ни в коем случае не в условиях повышенных нагрузок), а потом сливают и заменяют новым чистым маслом. Разница только в том, что перед тем как залить промывочное масло, отработанное и загрязненное масло предварительно сливается, а малообъемные «пятиминутки» заливают в старое масло. На практике же, это небольшое отличие в применении оборачивается существенной разницей в результате.

Дело в том, что «пятиминутки» это, по сути, концентрированный состав агрессивных моющих присадок, задача которых очистить двигатель, растворив загрязнения в масле - но старое отработанное масло не может растворять в себе бесконечное количество шламов, а значит и не сможет нормально вывести загрязнения из двигателя. В результате получаем плохо очищенный двигатель, а в не сливаемом остатке масла - смесь из ставшего очень грязным отработанного масла и агрессивных моющих присадок, которая потом смешается с новым маслом. А это неизбежно отразится на его свойствах - не только сократит ресурс работы свежего масла, но может и значительно изменить его свойства. Поэтому использовать «пятиминутки» для промывки масла не рекомендуется вообще.

С промывочным маслом история другая: все-таки для промывки в двигатель мы заливаем чистое масло, отличающееся от обычного моторного масла только составом присадок. Хорошее промывочное масло точно так же изготавливается из качественных базовых масел, но еще должно содержать присадки, необходимые не только для разрушения отложений, но и для их эффективного выведения, а также присадки, защищающие двигатель от коррозии и износа. Вреда использование качественного промывочного масла не принесет, поэтому применять его для промывки двигателя можно хоть постоянно.

Двигатель можно не промывать. В некоторых случаях можно обойтись и без промывания двигателя. Например, при постоянном использовании качественного полусинтетического или синтетического моторного масла одного и того же производителя, промывать двигатель нет никакой необходимости. Хотя некоторые автолюбители советуют в таком случае периодически выполнять своего рода промывку используемым маслом - то есть, время от времени производить замену масла несколько раньше срока. В таком случае очищение двигателя дополнительными средствами вовсе не понадобится.

Двигатель обязательно нужно промыть. В определенных ситуациях избегать промывания двигателя определенно не стоит, например, при покупке подержанного авто - неизвестно, что в него на самом деле до вас заливали, так что лучше перестраховаться, избавиться от остатков старого масла и двигатель промыть. Обязательно промыть двигатель стоит при подозрении на попадание некачественно топлива или моторного масла, причем, не дожидаясь развития последствий. Так же рекомендуется промывать масло при смене на масло другой вязкости или при переходе с минеральных масел на синтетические или полусинтетические, при смене марки масла или производителя.

В остальных случаях, ответ на вопрос - промывать или не промывать? - остается на усмотрение каждого автолюбителя и зависит уже больше от личных предпочтений.  

Какое масло доливать?

В случае понижения необходимого уровня масла в двигателе - его необходимо долить. Для этого следует использовать то масло, какое уже находится в двигателе или продукт от этого же производителя.

В экстремальной ситуации допускается доливка другого масла, но в этом случае рекомендуется как можно быстрее произвести замену моторного масла в двигателе с обязательной заменой масляного фильтра.

Классификация

Наибольшее значение в настоящее время имеют следующие классификации:

  • ААИ - Классификация Ассоциации автомобильных инженеров России
  • ГОСТ - стандарт для России
  • ACEA (Association des Constructers Europeans de Automobile) - Ассоциация европейских производителей автомобилей, европейский аналог классификации API
  • API (American Petroleum Institute) - Американский институт топлива (США).
  • SAE (Society of Automotive Engineers) - Общество автомобильных инженеров (США).

 

Наиболее часто в маркировке масел иностранных производителей применяются международно- признанные классификации API и SAE. 

API

 

 

Масла, используемые для эксплуатации современного автомобильного парка в России



При выборе масла для дизелей легковых автомобилей, лучше ориентироваться на европейскую классификацию АСЕА. 

 

Классификация моторных масел, стандарт SAE

 

Моторное масло - один из основных и очень важных функциональных элементов двигателя, который во многом определяет эффективность его работы и надежность.

Конструкция двигателя и свойства моторного масла взаимосвязаны и являются частями единой системы, поэтому улучшение конструкции двигателя и усовершенствование технологий производства моторного масла зачастую идут параллельно. Современные моторные масла - это высокотехнологичные смазочные материалы, состав которых тщательно сбалансирован для достижения оптимального сочетания свойств и характеристик.

Моторные масла создаются на основе синтетических, полусинтетических или минеральных базовых масел, к которым добавляются необходимые присадки, улучшающие свойства базового масла и несущие в себе функциональную нагрузку - благодаря определенному набору присадок моторное масло выполняет те или иные функции по поддержанию нормальной работы всего двигателя. Как правило, доля присадок в современных маслах составляет 10-15%.

Подбор масел по вязкостно-температурным характеристикам

Наиболее важной характеристикой качества моторного масла является его вязкость. Упрощенно вязкость смазочного материала можно охарактеризовать, как «меру внутреннего трения» в жидкости - благодаря маслу образуется тонкая смазочная пленка между соприкасающимися деталями. Чем выше показатель вязкости масла, тем толще будет эта пленка, а значит и смазывание будет надежней. Однако слишком высокий показатель вязкости масла ведет к увеличению потерь на трении, что, в свою очередь, увеличивает расход топлива и осложняет запуск двигателя.

При выборе оптимального моторного масла для двигателя, необходимо иметь в виду, что вязкость величина непостоянная и меняется в зависимости от температуры: чем выше температура масла, тем ниже его вязкость и, наоборот, при понижении температуры увеличивается вязкость. Поэтому летом, в условиях повышенных температур и затрудненного охлаждения двигателя, вязкость может значительно снизиться, что приводит к ускоренному износу деталей двигателя, вплоть до выхода двигателя из строя. Зимой же, в условиях постоянной низкой температуры вязкость масла сильно возрастает, поэтому в сильные морозы пуск двигателя затрудняется или становится невозможным.

Поэтому, выбирая автомобильное масло, сначала необходимо определить масло какого класса вязкости подойдет для конкретного двигателя. При этом нужно учитывать техническое состояние автомобиля, пробег, условия и режим его эксплуатации. Класс вязкости должен соответствовать необходимым параметрам вязкости масла для обеспечения нормальной работы двигателя, как при повышенных, так и при значительно пониженных температурах. В зависимости от режима эксплуатации автомобиля, масла соответственно выбираются летние, зимние или всесезонные - для автомобилей, которыми пользуются круглый год. Вязкостно-температурные характеристики всесезонных масел имеют более широкий диапазон температур, при которых вязкость масла не препятствует работе двигателя и не приводит к сбоям при пуске.

Классификация SAE J 300 является наиболее полной и удобной, эта классификация подразделяет моторные масла на различные классы по их вязкостно-температурным характеристикам.

В России SAE J 300 также используется, являясь международно-принятой классификацией автомобильных моторных масел по вязкости.

В соответствии с SAE J 300 моторные масла делятся на классы вязкости в зависимости от их вязкостных характеристик при отрицательных и положительных температурах.

 

 

Для присвоения соответствующих категорий во всех классификациях проводится тест моторных масел по специальным методикам. Соответствие масла-кандидата требованиям, предъявляемым той или иной классификацией к маслам, обязательно проверяется комплексами моторных и лабораторных испытаний, в ходе которых по установленным критериям оцениваются характеристики масла, такие как: стойкость масла к окислению, его моющие, антикоррозийные, диспергирующие, противоизносные свойства, фильтруемость, вспениваемость при разной температуре. В комплексы испытаний включены стандартизованные методы, прошедшие строгую метрологическую проверку.

Свои требования к качеству масел для определенного типа двигателей имеют также многие производители автомобилей, например, VW, Daimler Chrysler, ВАЗ, КамАЗ и др. Крупные автопроизводители имеют определенный перечень, в который входят рекомендуемые моторные масла для каждого типа двигателей